Руководитель-куратор школьной службы примирения
Голякова Екатерина Александровна (педагог-психолог)
Группа в ВК: https://vk.com/club200440716
Приказ ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани ШСП 2023-2024
План работы ШСП ГБОУ СОШ № 10 на 2023-2024 учебный год
Должностные инструкции куратора ШСП
Правила ведения документации ШСП
Функциональные обязанности ведущих восстановительных практик ШСП
Порядок работы ведущего восстановительных программ
Ссылки на полезные сообщества в социальной сети в ВК:
https://vk.com/roditelprimirenieru
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ «МИР»
Региональный конкурс «Мастерство юного медиатора»
Подведены итоги заочного этапа регионального конкурса «Мастерство юного медиатора».
Раева Екатерина (5а класс) представила на рассмотрение жюри: эссе «Почему я примиряю сверстников»; описание восстановительной программы, проведенной юным медиатором; материалы, подтверждающие деятельность школьной службы примирения с участниками образовательного процесса.
Наш юный медиатор заняла 1 место в номинации «Проектирование работы и комплексный подход в решении конфликтной ситуации».
II областная конференция для школьных и студенческих служб примирения.
«Квест по профилактике травли»
С 20 по 25 марта 2024 года проходил «Квест по профилактике травли».
Цель — создать команде школьной или студенческой службе примирения собственный квест и провести его в адрес ровесников.
Задание квеста: собрать 6 ключей, чтобы отпереть тяжелую старинную дверь и выйти в свет.
В 1 этапе приняли участие команды служб примирения с Самарской, Новосибирской областей, г. Санкт-Петербурга, Республики Коми, Пермского края.
Все кто сумел получить звание » ключников» получили дипломы. Школьная службы примирения «МИР» в их числе.
☂Родионова Елизавета (медиатор) и Раева Екатерина (волонтёр) из школьной службы примирения ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани приняли участие в Акции «Уголок службы примирения», которая проходила с 12 по 17 февраля в рамках открытой онлайн-школы «PRO медиатор — 2024», уровень НОВИЧОК — LIT. В ходе прохождения акции наши участники выполнили все задания и проучили дипломы за 1 место.
Итого просветительском проекте «Профилактика травли для служб примирения»
С 20 по 25 января 2024 года медиаторы и волонтеры ШСП «МИР»: Каратанова Ангелина, Иванова Елизавета, Родионова Елизавета, Зайцев Владислав, Раева Екатерина, приняли участие в просветительском проекте «Профилактика травли для служб примирения» («ОБИДКА — культура примирения»).
В слове ОБИДКА зашифрован смысл — Обычная История Детской Коллективной Агрессии. В основе проекта лежит восстановительный подход.
40 служб примирения из четырех регионов приняли участие: Самарская и Владимирская области, Пермский край, Республика Коми.
Во 2В классе, в рамках просветительского проекта «Профилактика травли для служб примирения», была проведена 5 встреча «Круг сообщества» — это одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения.
(Медиаторы: Иванова Елизавета, Каратанова Ангелина)
Акция «Внимание, подросток!»
С 5 февраля стартовал 1 этап Областной Акции «Внимание, подросток!».
Тематикой данного периода является профилактика травли (буллинга), дни здоровья в образовательных организациях.
Медиаторы ШСП «МИР» Елизавета Иванова и Ангелина Каратанова, совместно с куратором Е.А. Голяковой, оформили стенд «Стоп буллинг».
1 февраля во 2В классе прошло мероприятие в рамках Просветительского проекта «Профилактика травли для служб примирения».
Ребята из ШСП «МИР»: Каратанова Ангелина, Родионова Лиза, Иванова Лиза, Раева Катя, Зайцев Влад, Милана Ермошкина и куратор Голякова Е.А. выбрали для просмотра мультфильм «Про Миру и Гошу. Обидно» (Главный герой скрывает от мамы и папы проблемы в школе, боясь показаться ябедой. Но папа всё равно приходит на помощь)
После просмотра участники обсудили мультфильм и ответили на вопросы:
1. Что случилось с главным героем? О чем он тревожится?
2. Что он думает и чувствует?
3. Кому стало плохо от травли?
4. Что можно сделать, чтобы все восстановить и больше такого не повторялось?
Ребятами был сделан важный вывод: главное в человеке не внешность, а его внутренний мир.
Команда ШСП «МИР» ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани продолжает участвовать в просветительском проекте «Профилактика травли для служб примирения».
Медиаторы: Иванова Лиза, Родионова Лиза, Каратанова Ангелина и волонтеры: Раева Катя, Зайцев Владислав, Ермошкина Милана, совместно с куратором Голяковой Е.А., провели встречу во 2В классе «Последствия травли для всех».
Медиаторы не только рассказали ребятам о том, что движет всеми участниками травли, но и к чему приведет травля, если она не прекратится.
Первое задание просветительского проекта «Профилактика травли для служб примирения»
20 января стартовал просветительский проект «Профилактика травли для служб примирения».
В рамках реализации этого проекта командой «МИР», ШСП ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани, был составлен план работы.
24 января Иванова Елизавета и Родионова Елизавета провели входную диагностику в виде анонимного соцопроса и игры «Ручеёк» для определения психологического климата в коллективе во 2В классе.
16 января во 2Б классе и 18 января во 2В классе были проведены занятия «Цветок дружбы».
Через упражнение «Цветок дружбы» ребята обсудили, какие качества помогают в дружбе, благодаря чему люди могут находить общие темы для общения и пришли к общему мнению, что дружный класс — это большая работа каждого участника школьного коллектива!
Каждая команда сама принимала решение когда и в какой форме проводить акцию, учитывались многие факторы — интересы, возможности, помещения, сроки и т.п.
Цель акции была в привлечение внимания к принципам медиации, которые являются первозначимыми в работе службы примирения.
За проявленную активность команда «МИР» ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани получила благодарность за участие в акции.
Итоги проекта «Традиции приМИРения»
☂22 декабря 2023 года завершился развивающий проект «Традиции приМИРения», IV уровень «Супер-медиатор» в рамках онлан-школы «PROмедиатор», который стартовал 10.12.2023г.. Проект был посвящен теме: «Круги правосудия на Севере Канады — Круги примирения у российских детей».
От школьной службы примирения «МИР» ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани в проекте участвовали юный медиатор Раева Екатерина (5А класс) и куратор Голякова Е.А..
20 декабря с обучающимися 1А класса ШСП «МИР» было проведено занятие с посмотром мультфильма «Мой друг зонтик» (1982, автор сценария — Г. Сапгир), который учит нас ценить настоящих друзей, которые любят нас и уважают, о том, что значит настоящая дружба.
Участие в межрегиональной акции «День рождения школьных служб примирения»
18 декабря с обучающимися 1Б и 1В классов юные медиаторы ШСП «МИР» провели занятия «Давайте жить дружно».
Ребята узнали о работе нашей службы, о её принципах. Были проведены упражнения на разрешение конфликтных ситуаций, а через рассказ К.Д. Ушинского «Ветер и солнце» ребята обсудили к чему приводят споры и пришли к общему мнению, что хорошо учиться в классе, где дружный коллектив!
Участие в межрегиональной акции «День рождения школьных служб примирения»
16 декабря 2023 года исполняется 21 год практике развития школьных служб примирения в РФ.
Команда «МИР» празднует день рождение ШСП в России вместе с 3А, 3Б, 3В и 5А классами.
14 и 15 декабря прошли мероприятия «Наш класс», нацеленные на поиск конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстраиванием модели адекватного поведения. Ребята познакомились с талисманом нашей службы бегемотиком Мотей, узнали о методах работы медиаторов и ознакомились с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях.
Итоги проекта «Блокнот медиатора»
С 10 по 17 октября 2023 года проходил развивающий проект для юных медиаторов и их кураторов «Блокнот медиатора», который проходит в рамках онлайн-школы «PROмедиатор», III уровень — «Мастер PREMIUM».
Задания были интересными, но сложными! «Новичок» школьной службы примирения «МИР» медиатор — Раева Екатерина, при поддержке куратора Голяковой Е.А., выполнила все условия проекта и была награждена дипломом за 1 место.
Итоги проекта «Восстановительный подход в работе с ситуациями травли»
С 25 по 29 сентября 2023 года проходил развивающий проект «Восстановительный подход в работе с ситуациями травли».
Ежедневно нужно было выполнять задания, записывая свое личное размышление в комментариях группы организатора («ОБИДКА — культура примирения»).
От школьной команды «МИР» в проекте приняли участие 5 человек:
Раева Екатерина (5А класс) — 1 место;
Рескаленко Яна (6Б класс) — 3 место;
Серова Мария (5А класс) — 3 место;
Родионова Елизавета (5А класс) — 3 место;
Тойп Софья (6Б класс) — благодарность.
Данный проект познакомил юным медиаторам с восстановительным подходом и самоопределением в отношении социальной болезни — травли.
Акции «Культура примирения»
С 10-17 сентября 2023 года команда ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани принимала участие в Акции «Культура примирения» в рамках онлайн-школы «PROмедиатор», III уровень — «Мастер PREMIUM».
Пройдя все этапы и выполнив все задания нами был достигнут хороший результат: мы получили новый опыт, узнали много интересного и были награждены грамотой за 1 место!
Итоги Регионального этапа Всероссийского конкурса
«Мастерство юного медиатора»
1 апреля 2022 г. года был дан старт заочному этапу регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастерство юного медиатора» в Самарской области.
30 мая 2022 г. завершился прием конкурсных материалов, 93 человека пожелали попытать свои успехи в качестве юных медиаторов. Техническую экспертизу и проверку на плагиат прошли 69 человек.
Участница от нашей школы, Трофимова Полина (9Б класс), предоставила в оргкомитет конкурса: эссе на тему «Почему я примиряю сверстников»; описание одной из восстановительных программ; презентацию по деятельности ШСП нашей школы.
По итогам заочного этапа Полина заняла 2 место в номинации «Профессионал».
Поздравляем и желаем не останавливаться на достигнутом!
Итоги мини-проекта «ФОЛЬКЛОР НА СЛУЖБЕ МИРА»
С 3 по 10 марта 2022 команда школьной службу примирения «МИР» принимала участие в развивающем мини-проекте для медиаторов — «ФОЛЬКЛОР НА СЛУЖБЕ МИРА».
«Фольклор на службе мира» — это тема об истоках примирения, заложенных в сказках народов мира, притчах, легендах и мифах.
Два задания заключались в том, чтобы написать авторскую сказку и притчу, которые можно использовать в работе медиатора.
Наши сказки:
Жили в лесу ёжик и заяц. Они были друзьями. Им нравилось вместе играть, собирать ягоды и гулять. Но однажды, заяц очень рассердился на ежика из-за того, что тот медленно шёл, а он хотел посмотреть на закат. В этот момент он сказал своему другу обидные слова, что он очень медленный и из-за него он постоянно опаздывает. Ёжик обиделся и ушёл к себе домой, так и не увидев закат.
Несколько дней каждый из друзей сидел по свои домикам и очень переживал из-за ссоры. В окно зайца посветил лучик солнца и спросило его, почему он грустит. Зайчик рассказал обо всем лучику и тот спросил: «Что ты готов сделать, чтобы помириться с другом?». «Быть терпеливее! Ведь у моего друга короткие лапки и он не может стать быстрым, а я могу идти медленнее!». Он побежал к ежику и с тех пор они никогда не ссорились!
Два дятла с самого детства были друзьями. Однажды, они выбрали одно дерево, сели на него и стали искать червячков. Один говорит: «Я лучше нахожу червячков!». Второй не отставал: «Нет, я! У меня и клюв длиннее!». Так, из-за хвастовства, они поругались и разлетелись на соседние деревья. Старая сосна, которая была очень мудрой, обратилась к одному дятлу: «Какие возможны последствия, если ваша ссора не прекратится?». Тот понял, что из-за этого червячки могут навредить старой сосне. Полетел к другу и они поняли, что делают одну работу — оберегают деревья!
Наши притчи:
В стародавние времена два государств а враждовали друг с другом. Самое страшное было в том, что ими правили родные братья. Жители государств думали, что уж если братья воюют между собой, то и мы должны делать это. Однажды, когда шло сражение, братья увидели маленькую девочку, которая лежала на земле. Они подошли к ней и увидели, как она закрывает собой цветок. «Зачем ты это делаешь? Ведь идёт война! Твой цветок никому не нужен!» — сказали братья. Девочка молчала. Тогда братья велели своим войскам остановиться. Они снова повтори свой вопрос. Девочка встала и сказала: «Вы вытоптали все поля и луга. Это последний цветок»! Я должна его защищать!». Братья огляделись по сторонам и увидели выжженную землю. И развернули свои войска.
На следующий день собрались все в поле, но уже не оружие несли они в руках, а семена цветов.
Жили в одном городе два пекаря, Семён и Иван. У Семёна хлеб был мягкий и вкусный, а у Ивана, только достаётся из печи, уже черствый. Сердился Иван на Семена. Думал, что есть у того секрет, который он скрывает. Перестали они общаться.
Пришёл как-то к Ивану старый пекарь, который был их учителем. И спросил, почему закончилась дружба между друзьями. Выслушав рассказ, старый пекарь продолжил: «Вы оба покупаете продукты у одних и тех же торговцев. Рецепт теста достался вам от меня. Скажи мне, о чем ты думаешь выпекая хлеб?». «Думаю о том, сколько денег мне удастся заработать!» — ответил Иван.
Ничего не ответил старый пекарь, встал и ушёл.
А Иван пошёл в тот же день к Семену и задал ему тот же вопрос. Ответ был такой — «Когда я покупаю продукты, замешиваю тесто, смотрю на хлеб в печи, я думаю о людях, которые будут его есть!».
«Наши мысли! Они делаю нас мягкими или черствыми! — сказали они в один голос и с тех пор дружба их не заканчивалась.
«Прими меня таким, какой я есть»
Ученики 3А, 3Б, 3В классов стали участниками разработки «Прими меня таким, какой я есть» команды нашей школьной службы примирения «МИР», в рамках Межрегионального проекта по профилактике буллинга (травли) «Практики и инноваторы».
Ребята просмотрели мультфильм «Белая ворона» и ответили на вопросы: «Белая ворона, кто она?», «Быть «белой вороной» хорошо или плохо?». Активно участвовали в упражнение «Мы такие разные» и попытались снять с людей «ярлыки».
В подведении итогов ребята пришли к мнению, что нужно принимать людей такими, какими они есть!
Участие в проекте «АЗБУКИВЕДИ»
С 15 по 24 февраля проходил второй развивающий проект для медиаторов школьных служб примирения «АЗБУКИВЕДИ».
В ходе данного мини-проекта было необходимо ответить на 10 заданий. Выполнение заданий было ежедневным.
От нашей школы в мини-проекте участвовала Трофимова Полина (куратор педагог-психолог Голякова Е.А.).
Участие в проекте «Медиаторы спешат на помощь»
С 20 по 29 января 2022 команда нашей школы принимала участие в развивающем мини-проекте «Медиаторы спешат на помощь!».
Ежедневно необходимо было выполнять задания и описывать свои действия, размышления под постами в группе https://vk.com/mediation63.
Наша команда выполнила все задания и заняла 1 место.
Развивающий проект «Семейная медиация для всех»
С 15 по 25 декабря 2021 проходил 3 этап Марафона для активистов школьных служб примирения — развивающий проект «Семейная медиация для всех». Ежедневно, команда нашей школы выполняла задания в сообществе Детских служб примирения Самарской области. Итоги поражают: вступили в проект 70 участников, дошли до финиша 38! Для нас обучение принесло победное 1 место!
14 декабря куратор школьной службы примирения (психолог Е.А.Голякова) провела встречу в круге с ребятами 7Б класса и их классным руководителем Анной Сергеевной.
Почему именно в такой форме? Потому что мы привыкли говорить: «круг общения», «круг знакомых», «круг интересов». Круг — символ равенства. Тут никто не может спрятаться на задней парте. Нет первых и последних. Тут все вместе.
Мы постарались ответить на три основных вопроса:
1. Есть ли в нашем классе негатив?
2. Что произойдёт, если негатив продолжится?
3. Что может сделать каждый из нас, чтобы негатив из класса ушёл?
Встреча прошла продуктивно и у всех участников была возможность высказать своё мнение.
Участие в развивающем проекте «Медиаторы спешат на помощь»
В рамках Марафона «Хочу о медиации знать все!» состоялся второй этап — развивающий проект «Медиаторы спешат на помощь». Он проходил с 23 ноября по 2 декабря 2021. В нём приняли участие юные медиаторы и все, кто не равнодушен к восстановительным практикам. От нашей школы была представлена командная заявка. Ежедневно мы выполняли задания, которые помогли нам освоить мастерство медиатора школьной службы примирения.
«НАШ КЛАСС»
26 ноября учащиеся 5Б класса и куратор школьной службы примирения встретились на мероприятии «Наш класс». Ребята, при помощи анкеты, определили состояние психологического климата в классе. Поговорили о значимости друзей в жизни каждого человека. Ребятам был продемонстрирован видеоролик «Травли-НЕТ!», после чего произошло обсуждение того, что для каждого из нас «хорошо и плохо».
«Давайте жить дружно!»
Буллинг — новое слово, а явление древнее — постоянные целенаправленные негативные действия в адрес одного из членов коллектива.
8 октября в 7Б классе состоялась встреча с школьным психологом на тему «Буллинг в школьной жизни».
Все участники встречи проявили активную работу: давали определение понятиям «буллинг», «травля», «ссора»; разбирали ситуации проявления травли; давали определения участникам буллинг.
Встречи продолжаться и мы постараемся сделать нашу школьную жизнь более позитивной.
Участие в Областном этапе межрегионального конкурса
«Мастерство юных медиаторов/волонтеров школьных служб примирения»
С 25 апреля по 31 августа 2021 года проходил Областной этап межрегионального конкурса «Мастерство юных медиаторов/волонтеров школьных служб примирения». От нашей школы участие принимала Трофимова Полина. Одним из конкурсных заданий было написание эссе на тему «Почему я примиряю сверстников». Вот как с этим заданием справилась наша участница:
«Меня зовут Полина, и я очень добродушный и общительный человек. Для меня конфликты – это та тема, о которой, по моему мнению, должны знать все. Очень важно уметь рационально вести себя в конфликтных ситуациях. Но, к сожалению, далеко не все умеют держать себя в руках. В большей степени это касается подростков. Я, имея некие знания в этой сфере, помогла очень многим людям, выступая третьим лицом и помогая идти на компромисс в их конфликтных ситуациях. Мне очень нравится это делать. Помогая людям, я снова и снова наслаждаюсь гармонией, которая приходит на смену ссорам. Это незабываемые ощущения!
Помимо прочего, я считаю, что моё призвание – помогать людям. У меня есть желание посвящать людей в тему профилактики конфликтов, а также развиваться дальше, несмотря ни на что. Помогая людям сейчас, я приобретаю бесценный опыт работы с людьми в сфере психологии, который может пригодиться мне в будущем. Это даёт мне преимущество, ведь я уже на данный момент владею большим количеством очень важных знаний, и в целом осведомлена о психологии.
Почему же я, всё-таки, решилась помогать людям? Ответ на этот вопрос очень прост. Исходя из собственного опыта конфликтов, я поняла, что подобные ситуации очень часто не разрешаются до конца. Негативные эмоции накапливаются у обеих сторон конфликта, нередко нанося им большой ущерб в эмоциональном плане. Я неоднократно сталкивалась с подобным, и решила изучить эту тему подробнее. Мне удалось получить ценные знания, которые в совокупности создали в моей голове общий план действий. С помощью него можно предотвратить или разрешить конфликтную ситуацию. И, конечно же, мне захотелось поделиться своими знаниями с людьми, помочь им сохранить своё ментальное здоровье, ведь очень часто груз конфликтов начинает «грызть» людей изнутри.
Сейчас я состою в школьной службе примирения и являюсь медиатором. Моя деятельность приносит положительные эмоции не только мне, но и людям, которым я помогаю. И я думаю, что это бесценно. Именно эмоции людей являются для меня двигателем прогресса, с помощью которого я продолжаю идти вперёд и помогать людям.»
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
Создана с целью предотвращения конфликтных ситуаций в школе и мирного разрешения возникающих разногласий между обучающимися. В состав службы входят волонтеры — обучающиеся школы, которые заинтересованы в миротворческой деятельности, хотят на добровольной основе помогать своим сверстникам.