Ответственный за организацию по развитию функциональной грамотности у учащихся ГБОУ СОШ № 10 г.Сызрани: Ометова Ольга Алексеевна — заместитель директора по УВР, тел. (8464)35-03-96

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISА.

Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность  — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достинать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественнонаучная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность — способность сформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.

5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Документы

План мероприятий ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год

Программа

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Задания

Задания для 9-х классов

Естественнонаучная грамотность:

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности

Вебинары по формированию функциональной грамотности

Формирование читательской грамотности

Формирование математической грамотности

Формирование естественнонаучной грамотности

Развитие креативного мышления

Электронные учебные пособия для формирования функциональной грамотности обучающихся

1. Электронный банк заданий ФГ РЭШ
Инструкция получения доступа к электронному банку заданий

2. Платформа «Медиатека». Банк заданий по функциональной грамотности
Руководство пользователя

3. ФИОКО. Открытые задания PISA 

4. ЦентрОКО. Открытые задания PISA

 

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка

23 мая в 5-6 классах прошли занятия по финансовой грамотности. Ребята узнали о том, что есть обязательные расходы, которые человек должен в первую очередь включать в расчёты.
Обучающиеся посмотрели сериал «Сказка о деньгах».

Финансовая грамотность, привитая в детстве, позволяет подростку, потом зрелому человеку максимально включаться в жизнь, разносторонне взаимодействовать с обществом, чувствовать себя в экономической безопасности и уверенно смотреть в будущее.

С целью формирования финансовой грамотности у обучающихся 1-4 классов 21 мая 2024 года прошёл интерактивный классный час.

 

Деловая игра «Предпринимательство»

22 мая 2024 года в рамках занятий по финансовой грамотности обучающиеся 10-11 классов участвовали в деловой игре «Предпринимательство».  Игра знакомит участников с темой предпринимательства, учит принимать решения на всех этапах создания бизнеса в условиях конкуренции.

Деловая игра «Финансовый блогер»

24 мая 2024 года в рамках занятий по финансовой грамотности обучающиеся 7-9 классов участвовали в деловой игре «Финансовый блогер».  Игра погружает участников во внутреннюю «кухню» профессии блогера, учит давать финансовые советы.

Тематический урок «Финансовая безопасность»

16 мая 2024 года в 8 классах ГБОУ СОШ №10 г.Сызрани прошел тематический урок по финансовой грамотности «Финансовая безопасность». Урок нацелен на повышение информационной, финансовой и правовой грамотности детей, на выработку стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества. Учащиеся узнали, какие хитрости применяют сегодня мошенники для обмана людей,и как не попасться на их уловки.

История возникновения Государственного банка в г.Сызрани

14 мая 2024 года во вторых класса ГБОУ СОШ №10 г.Сызрани прошли классные часы «Лесная школа». Ребята познакомились с историей возникновения Государственного банка в г.Сызрани и с такими знаменитыми общественными деятелями как А.А. Стерлядкин и К.Н. Белов. Сызранское отделение Государственного банка сыграло огромную роль в развитии экономики города во второй половине XIX — начале XX века. Банк оказывал ряд услуг по работе с ценными бумагами: прием вкладов на хранение, выдача кратковременных ссуд под залог процентных бумаг, учет векселей, а также покупка и продажа золота, серебра и кредитных билетов. Кроме того, банк занимался кредитованием торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятий города. В завершение мероприятия школьники сыграли в игру «Финансовые ребусы»

Как появились деньги?

12 марта 2024 г. в 4Б классе (классный руководитель Мошкова Л. Г.) проведен урок финансовой грамотности на тему «Как появились деньги». Ребята узнали о происхождении денег, решали различные задачи, связанные с финансами.

Как разумно делать покупки?

В 5Б и 7Б классах прошёл урок по финансовой грамотности на тему «Как разумно делать покупки».
Такой урок позволяет учащимся приобрести опыт в области финансовых отношений в семье. Ребята научились делать финансовые расчёты, также принимать рациональные решения при покупке товаров в магазинах.

 Из чего складываются карманные деньги?

Ребята из 3а класса сегодня прошли игру «Карманные деньги». Они решали задачи,анализировали ситуации, оценивали умения распоряжаться полученными средствами, разделили покупки на необходимые и желаемые и ответили на вопрос мудрой Тортилы: «Из чего у вас складываются карманные деньги?».
(Классный руководитель:Калинина А.А.)

Путешествие в денежную страну

Ребята 2А класса (кл.руководитель: Калемалькина Т.С.) отправились в путешествие в денежную страну.
На каждой станции узнавали что- то новое: возникновение денег, их разнообразие, деньги разных стран. Дети с огромном удовольствием, разгадывая ребусы, узнали , откуда приходят в дом деньги.
Познакомились с доходами и расходами семьи.

Знатоки финансовой грамотности

В 4 А классе прошла игра «Знатоки финансовой грамотности»
Ребята разделились на команды и по соревновались в умении решать финансовые задачи.

Что такое деньги?

Урок по финансовой грамотности на тему «Что такое деньги» прошёл 11 марта в 3В классе (кл.руководитель Гусева Т. В.)

Из чего складывается семейный бюджет?

Во 2 В классе ( классный руководитель Чижова И. С.) 6 марта 2024 г. в очередной раз прошло занятие по финансовой грамотности. Дети узнали из чего складывается семейный бюджет, подробно разобрали, куда можно его потратить. Ребята выполнили практическую работу по распределению семейного бюджета. В конце занятия дети разгадали финансовый кроссворд.

Классный руководитель Чижова И. С.

 

6 марта 2024 г. обучающиеся 10 класса (кл. рук. Шошина К.С.) собрались на деловую игру «Семейный бюджет». В результате игры участники на собстенном опыте поняли, как разные события могут влиять на увеличение или уменьшение расходов, убедились в ценности финансового планирования.

2023 год

Дипломом за 1 место в областной научно-практической конференции обучающихся образовательных организаций Самарской области «Финансовая грамотность» : финансовая безопасность и финансовая стабильность» в номинации «Финансовый детектив: как распознать мошенников, чтобы защитить свои права (финансовая безопасность: наиболее опасные способы мошенничества)» награждена ученица 7А класса Краснова Виктория.

Виктория поделилась с обучающимися 5 и 6 классов своими знаниями по финансовой безопасности и финансовой стабильности, а также рассказала о своем участии в областной научно-практической конференции.

 

Участие во Всероссийском финансовом зачете

15 ноября 2023 года обучающиеся 8 «А» класса под руководством классного руководителя Кирилловой Т. Н. приняли участие во Всероссийском финансовом зачете. Дети решали финансовые задачи и разбирали ситуационные задания.

Игра — соревнование «Знатоки финансовой грамотности»

17 ноября в 4Б классе (классный руководитель Мошкова Л. Г) состоялось занятие по финансовой грамотности.

Это игра — соревнование «Знатоки финансовой грамотности». Ребята разбились на команды и с большим интересом выполняли различные задания, решали ребусы, отгадывали загадки, решали экономические задачи. Победила команда, набравшая большее количество баллов.

Путешествие по стране «Финансы»

В рамках Всероссийской осенней Недели финансовой грамотности обучающиеся 3в класса (классный руководитель Гусева Т.В.) отправились в путешествие по стране «Финансы».

Ребята в форме игры закрепили такие понятия как семейный бюджет, стипендия, пенсия и др. «Финансовые» ребусы, кроссворды, загадки, пословицы ждали ребят в волшебной стране. Дети прекрасно справились со всеми заданиями.

Игровое занятие «Юные финансисты»

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем.
Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, взрослые – педагоги и родители, должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: что такое деньги и откуда они появились? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Что такое доход и расход?

На эти вопросы 15 ноября в рамках внеурочной деятельности искали ответы учащиеся 2 В класса (классный руководитель Чижова И.С.), в ходе игрового занятия «Юные финансисты». Ребята разделились на три группы и активно включились в командную борьбу.

Второклассники показали хорошие знания в области финансов, согласно их возрастным особенностям. В конце занятия, в процессе коллективного обсуждения, дети осознали, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно научиться контролировать свои расходы.

Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.

Классный руководитель Чижова И.С.

Азбука финансовой грамотности со Смешариками

В 1В классе ( классный руководитель Костерина Е. Г.) прошло занятие «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».
Ребята познакомились с понятиями: бюджет, доход, расход, сберегательный счёт, кредит. Сделали вывод, что нельзя совершать необдуманные покупки, нужно планировать семейный бюджет.

Уроки по финансовой грамотности

На уроке финансовой грамотности ученики 4А класса моделировали ситуации правильных покупок. Учились сравнивать пользу товара с его ценой.

ФинЗОЖ Фест, посвященный Всероссийской осенней Недели финансовой грамотности

В рамках Всероссийской осенней Недели финансовой грамотности, обучающиеся 1В класса ( классный руководитель Костерина Е. Г.) Чистякова Анастасия и Шаронова София, киреева Полина стали участницами ФинЗОЖ Феста, успешно пройдя тест.

Игра по основам финансовой грамотности «Дружи с финансами»

Обучающиеся 3 а класса приняли участие в игре «Дружи с финансами». Ребята узнали про основы финансовой грамотности. Команды совершили путешествие по 6-ти станциям, в которых проанализировали связь сказок и финансов, отгадали экономические загадки, решили задачи, узнали понятия «Услуга» и «Товар», собрали пословицы и ответили на вопросы викторины.

Финансовые ребусы

20 июня в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей «Лагерь-это маленькая жизнь» прошла интерактивная игра «Финансовые ребусы».

Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности.

Цель игры-знакомство с основными понятиями и систематизация существующих знаний учеников через погружение в предметный материал в игровой форме. Ребята разгадывали ребусы и решали финансовые задачи.

Дидактические игры на развитие финансовой грамотности

Воспитанникам летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Лагерь-это маленькая жизнь» сегодня,20 июня, были предложены игры на развитие финансовой грамотности.

Обучение в игре — один из самых эффективных методов получения знаний.

Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.

Уроки финансовой грамотности среди учащихся старших классов

В ГБОУ СОШ №10 г.Сызрани  обучающихся 8-9 и 10-11 классов приняли участие в онлайн-уроке по финансовой  грамотности «Платить и зарабатывать банковской картой».

25 мая во 2Б классе (классный руководитель Владыка А.О.) прошла веселая викторина и важный разговор о финансовой грамотности.

Что такое банк, валюта, зарплата, цена и пенсия сегодня узнали ребята. Как появляются деньги у взрослых и куда они их тратят: доходы и расходы. Ученики поделились на команды и с помощью смекалки и своих познаний ответили на все вопросы викторины. А в конце мероприятия их ждал серьезный разговор о финансах: как научиться обращаться с деньгами, помогают ли знания и труд зарабатывать больше, нужна ли финансовая грамотность? На эти сложные, но интересные вопросы мы постарались ответить и порассуждать.

                                                                     «Современные деньги России и других стран»

25 мая в 3 Б классе (классный руководитель Мошкова Л. Г.) состоялось занятие в рамках финансовой грамотности на тему «Современные деньги России и других стран».

Ребята познакомились с современными деньгами Белоруссии, США, Китая, Великобритании, Японии, Анголы, Аргентины и других стран. Дети узнали об истории возникновения денег, их названий, увидели, как они выглядят. В конце занятия обучающиеся успешно ответили на вопросы викторины о деньгах разных стран.

«Юный финансист»

В 4В классе ​ (классный руководитель Костерина Елена Геннадьевна) прошел классный час финансовой грамотности по теме «Юный финансист».

Обучащимся был представлен​ показ презентации «Повышение финансовой грамотности».

Ребята познакомились с тем, что даёт финансовая грамотность. Среди положительных эффектов повышения грамотности следует отметить такие базовые факторы: развитие малого бизнеса; увеличение индекса развития граждан; повышение успешности общества в финансовом плане; избавление людей от существующих ограничительных стереотипов.​ Обучающиеся работа в группах, разгадывали кроссворды, экономические загадки, ​ решали задачи ​

В ходе занятия ребятам было предложено самостоятельно разобраться, что такое финансовая грамотность, и какие существуют способы ее повышения.

Чтобы повысить​ финансовую грамотность, обучающимся​ было рекомендовано​ предпринять следующие действия: читать тематические статьи, книги, поменять свое отношение к финансам, играть в тематические игры.

                                                                                               Копейка рубль бережет

24 мая во 2А классе (классный руководитель Правдина О.Г.) прошло мероприятие по финансовой грамотности.

На примере героев
сказки «Жизненная математика» учащиеся принимали решение о грамотном распределении своих финансовых средств.

Во время игры «За покупками» ребята объединились в пары, распределили роли: продавец — покупатель и тренировались совершать покупки необходимых товаров ежедневного пользования. Обсудили варианты оплаты своих покупок- наличные деньги, банковская карта.

Любимые герои всех детей Смешарики научили правильно планировать свои покупки.

Учащиеся сделали вывод: «Копейка рубль бережет!»

                                                    «Семейный бюджет- из чего складывается и на что тратится»

В 4 а классе прошел классный час по финансовой грамотности. Ребята познакомились с понятиями: бюджет, доход, расход, сберегательный счёт, гонорар. Попробовали составить диаграмму по семейным тратам денежных средств в месяц. Сделали вывод, что нельзя совершать необдуманные покупки, нужно планировать семейный бюджет.

Знатоки финансовой грамотности

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Ученики 1 В класса (кл.рук. Чижова И.С.) развивают и закрепляют свои знания по финансовой культуре посредством различных игр, например, «В магазине», «Золотая денежка», «Банкомат» на занятиях внеурочной деятельности, уроках математики и окружающего мира. Сегодня дети увлеченно играли в игру — викторину «Знатоки финансовой грамотности», где учились зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Первоклассники поделились на две команды. Каждая из команд совершила путешествие в страну «Копилка». У каждой команды был свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, номер задания и коробочка-копилка, куда они складывали заработанные монеты. Использовалась пословицы и поговорки на экономическую тематику, которые они пытались объяснить, например: «Нелегко деньги наживать, а легко проживать».

Проводя подобные игры, мы проводим одновременно и профориентационную работу, рассказывая детям о профессиях, что все они необходимы, а результат людей оплачивается деньгами.
Классный руководитель Чижова И.С.

Олимпиада по финансовой грамотности

Обучающиеся 4В класса (классный руководитель Костерина Е. Г.) приняли участие в олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству на образовательной платформе Учи. ру России. По результатам Олимпиады были награждены дипломами победителей, похвальными грамотами и сертификатами.

В олимпиаду были включены задания по страхованию, а также по достижению финансовой цели – накопить деньги на подарок. Школьники также попробовали себя в роли предпринимателей.